Дерево и Лампы

раздел «статьи»
 
на главную ремонтируемые аппараты технологии ремонта обмен статьи скачать в кино гостевая книга ссылки
 

СРАВНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КАЧЕСТВ РАДИОПРИЕМНИКА "ФЕСТИВАЛЬ" И РАДИОЛЫ "ЭСТОНИЯ-2"

Вначале немного предыстории. К старому радио меня привели поиски "хорошего звука" многочисленные заявления на форумах типа - "да колоночки Tannoy Turnberry конечно ничего, но я помню как звучала радиола моего дедушки - это что-то!". В итоге, я решил послушать сам. Ни у кого из знакомых достойных раритетных аппаратов не было. В детстве у меня была радиола Урал-112, но особо ее звуком я впечатлен не был. Решено было сделать приобретение, выбор пал на один из самых известных ламповых радиоприемников высшего класса - "Фестиваль". По-случаю он достался мне практически даром, вид был жуткий. Однако, акустика и электроника, в отличие от корпуса, практически не пострадали. Еще не завершив реставрации, я стал слушать приемник, оценивать, сравнивать. Ни каких измерений я не делал, только слушал, поэтому мои заключения исключительно субъективны. Сравнивал с впечатлениями от живых концертов, с упомянутой акустикой Tannoy (имеющейся у знакомых) со своими АС35-021. В самых разных сочетаниях трактов. Основной вывод - "Фестиваль" в тракте усилитель НЧ - акустика способен радовать хорошей, разборчивой серединой. Оперный вокал ему удается очень хорошо, особенно мужской. В сложных композициях с большим количеством инструментов не склонен мешать все в кучу - все партии звучат разборчиво и внятно. Есть определенная заявка на бас - быстрый сухой, но неглубокий. Удивительно не радуют высокие - для женского вокала их уже заметно не хватает. Колокольчики, щетки и прочие высокочастотные изыски откровенно плохо. Особой направленности звука я не заметил. Наличие задней стенки на звук практически не влияет, а вот тряпка на лицевой панели тяжеловата и резонирует.

Таким образом, состоялось мое знакомство со звуком отечественного прошлого. И надо сказать, что этот звук занял достойное место в моем "рационе".

Фестиваль и Эстония-2

Некоторое время спустя у меня появилась одноклассница и современница "Фестиваля" - радиола "Эстония-2". Как Вы понимаете, я тут же устроил тест - кто из них лучше. Здесь я буду сравнивать не только звучание, но и все прочие потребительские качества, не считаясь с возрастом аппаратов. Но начну все же со звука.

ЗВУК. Вначале меня интересовали отличия двух легендарных динамиков 6ГД-1 и 6ГДР-1, но не по отдельности, а в их "историческом оформлении" - то есть в родных корпусах аппаратов. Дабы исключить влияние усилителей, сигнал был одинаковым для обоих и брался с внешнего транзисторного усилителя (какого, я думаю не суть важно). Вывод однозначен Пара 6ГДР-1 обыгрывает 6ГД-1 со всей его свитой из высокочастотника и двух широкополосников по всем статьям. При столь же ясной середине они просто превосходно воспроизводят верхнюю середину и верх. Женский вокал просто замечательный, ни какого сравнения с "Фестивалем". У "Эстонии-2" хорошая объемность звучания. Часто слушатели не угадывают, что именно звучит в комнате, если работает "Эстония". Звуковая картина сдвинута назад относительно радиолы. Минусом является высокая направленность высокочастотной составляющей - которой в полной мере можно насладится только расположившись перед аппаратом. Бас столь же неглубок как и у "Фестиваля", но он такой же качественный. Впрочем, раскатистых басов от этих динозавров ни кто и не ожидал.

Усилители низкой частоты в обоих приемниках построены по сходному принципу и используют одинаковые выходные лампы 6П14П. Как показали эксперименты по подключению акустики "Фестиваля" к усилителю "Эстонии" и наоборот по качеству звука они очень сходны. Отличия может и есть, но в слепом тесте я их не отличу.

ДИЗАЙН. Такой радиоприемник является заметной частью интерьера и его внешний вид важен. "Фестиваль" имеет неоспоримый геометрический плюс - он уже "Эстонии" - в последней ширина (глубина) определяется электропроигрывателем. Она ведь радиола! Следовательно, можно расположить "Фестиваль" и на столе и на стандартной полке шириной 30 см. "Эстонию" так засунуть не удается. Дизайны обоих аппаратов может быть и вторичны, но вполне узнаваемы. Уж их точно не спутать с другими. Насколько они красивы вопрос спорный. Мне лично больше по душе "плотная", академичная внешность "Эстонии", нежели пустоватая серединка и перегруженный низ "Фестиваля".

ИСПОЛНЕНИЕ. Не на последнем месте стоит качество исполнения. Конечно начало 60-х век стремления в будущее и применения современных материалов, но алюминий явно уступает латуни в декоративности и долговечности. Поэтому "Фестиваль" с алюминиевыми и нейлоновыми молдингами проигрывает "Эстонии". Однако и у последней с этим не все так замечательно. Если Вы решите отполировать потускневшие молдинги радиолы - то заметите, что накладка вокруг индикатора, верхний молдинг шкалы и накладка ручки крышки ЭПУ изготовлены из меди покрытой сверху тонким слоем латуни, после незначительной полировки они выглядят розовыми и явно контрастируют с накладкой темброблока, молдингами окантовки клавиш и вставками ручек, изготовленными из латуни. Зачем так сделали - загадка. Еще одна похожая несуразность кроется под крашенными черными торцами радиолы. Если краску смыть - то там обнаружится шпон махагона, который заметно красивее и дороже орехового, которым покрыт остальной корпус. Зачем его надо было закрашивать - непонятно. Я восстановил его и оставил не закрашенным как у "Эстонии-55". Вобщем корпус "Эстонии" легко ремонтируется и хорошо переносит длительную эксплуатацию без видимого износа. К тому же корпус ее разборный! Внутри радиолы царит такой же порядок, как и снаружи. Монтаж удобный и качественный. Ручка регулировки настройки магнитной антенны могла бы быть и помягче. Очень радует убранный в "подвал" силовой трансформатор - там меньше слышно как он жужжит. К тому же его пластины стянуты шпильками с гайками и в случае излишней шумности его легко подтянуть. Вообще все что могли запихнули в подвал - акустический объем достаточно свободен от деталей способных резонировать. Очень компактны цилиндрические коробки контуров. Радует толщина стекла шкалы - 6 мм против 4-х у "Фестиваля" и это при скромных ее размерах.

"Фестиваль" - характерное дитя времени - изысканные формы и посредственные материалы. Алюминиевый шильдик это вообще притча! Нейлоновые крашенные краской под золото молдинги то же не подарок. Итого внешний вид радиоприемника быстро приходит в состояние потертого. Правда есть в этом некоторый плюс если у Вас "Фестиваль" в идеале - то его цена примерно в три раза выше рабочего, комплектного, но потертого - ибо реставрировать его намного сложнее, чем ту же "Эстонию". Низкую ремонтопригодность усугубляет неразборный корпус. Про сам корпус не могу сказать ни чего плохого - он добротен. Он сделан из 10 мм фанеры, а у "Эстонии-2" из 6 мм. Корпус полностью фанерован шпоном ореха и покрыт полиэфирным лаком, имеющим непреодолимую склонность мутнеть со временем. Поэтому внешность всех "Фестивалей" которые я видел с оригинальным лаком не имеет ни чего общего с той какой она была в 60-х, что подтверждается старыми фотографиями и воспоминаниями. Рисунок древесины был намного сочнее и ярче, а не белесовато-янтарные разводы. Единственное, что обычно сохранил этот лак так это глянцевое "зеркало" поверхности. Снять этот лак достаточно сложно - из растворителей он смывается только ксилолом. Внутри "Фестиваля" очень плотный монтаж масса элементов не влезла в подвал и торчит в "акустическом объеме" создавая резонансы и призвуки. Мне кажется неудачной мысль использования в верньерном механизме стального тросика - частенько в нем рвется одна ниточка - которая норовит попасть на какой нибудь оголенный провод. Что радует так это очень мягкие клавиши и ручки.

ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ. Здесь "Эстония" явно не в фаворе. Хотя это и радиола - но сейчас такой проигрыватель может служить лишь для ознакомления с содержанием пластинок, которых не жалко. В остальном функциональность "Фестиваля" перевешивает. Во-первых, это конечно пульт! Многим кажется, что это скорее игрушка, чем удобство, но они ошибаются. Если он работает нормально, то все регулировки и переключения с него просты и точны. Конечно, пульт проводной, ну а что Вы хотели? Зато у провода достаточная длина для наших квартир - 6 метров. Да и если его зацепить ногой - то скорее упадешь, чем вырвешь из разъема. Во-вторых, моторизованная АПЧ (если работает, а такое, поверьте бывает) позволяет не подстраивать приемник вручную. "Эстония" на фоне "Фестиваля" выглядит капризулей. Высокая чувствительность отсутствие АПЧ это смесь, за которую приходится платить частыми подходами к телу. "Эстония" больше подходит не для безмятежного отдыха, а для "активного прослушивания". Руки не должны отпускать ручки настройки. Картину усугубляет комбинированное включение клавиш при включении половины диапазонов. Номограммы включения маленькие и приходится отсчитывать клавиши от края. В остальном они сходны, диапазоны приемников одинаковы.

Вот такие выводы после почти года владения "Фестивалем" и шести месяцев "Эстонией-2".

 
на главную ремонтируемые аппараты технологии ремонта обмен статьи скачать в кино гостевая книга ссылки