ДО РЕСТАВРАЦИИ
Проблемы: Корпус подвергся длительному воздействию воды, в результате которого шпон и стяжка частично отслоились. Лаковое покрытие сохранилось частично. |
|
Имеет место частичное расслоение фанеры и разбухание брусков корпуса. |
|
Нет голубя в обрамлении глазка. Где оно былое величие? От голубя осталась лишь тень как после ядерного взрыва. |
|
Нет латунного кольца у одной из ручек. |
|
Шпон повсеместно сильно потемнел от воды и восстановлению не подлежит. |
|
Расслоение основы на верхних частях боковин |
|
Центральная накладка (медная анодированная под серебро) заметно помемнела, с латунной части местами облез лак и она покрылась темными точками и пятнами. |
|
Продавался как нерабочий, монтаж частично нарушен (сняты скобы крепления переключателей тембра и выбора рода работ. Последний переключатель разобран, часть деталей прилагается. ЭПУ родное с неродным тонармом, в довесок есть тонарм от "Минск Р-7". |
|
Троса верньера и настройки оборваны. |
|
После восстановления переключателей, проверки трансформатора и 10 минутного прогрева появился прием на средних и длинных волнах, но очень тихо. Шасси местами немного поржавело. |
|
РЕШЕНИЯ
Корпус будет полностью перефанерован ореховым шпоном. Стяжку предполагаю восстановить родную. Предполагаю покрыть акриловым лаком. Начал с простого, центральная накладка легко снимается и разбирается на три части: латунный корпус можно шлифовать и полировать сколько влезет он целиком латунный и сверху покрыт лаком. Накладка медная, анодированная. Слой покрытия достаточно толстый и если его еще не чистили, то шанс придать ему первоначальный вид очень велик. |
|
Шильдик "Мир" прикреплен к накладке с помощью медных гвоздиков впаянных в шильдик. На светло серебристом светло-желтый смотрится плохо. Да и лиственный орнамент на накладке не выделяется. Поэтому вместо покрытия бесцветным лаком я предпочел тонирующий черный лак для стекла. |
|
Покрытая им накладка приобрела вид черненной, выделился рисунок и появился контраст с шильдиком. |
|
Логотип VEF и листья теперь хорошо видны |
|
Шасси радиолы было покрашено серебрянкой и израдно поржавело. Для восстановления покрытия я не стал демонтировать схему и окрасил как есть, предварительно закрыв бумажными колпачками ламповые панели, конденсаторы и обмотав пищевой пленкой жгуты проводов и трансформаторы. |
|
Фрагмент шасси после покраски. По ходу дела искал причину неработоспособности коротковолновых диапазонов, в результате обнаружил обрывы выводов катушек высокочастотной части. 25 метров восстановил, остальные пока молчат.
Заодно разобрался и отрисовал схему - скачать в формате gif 196 Кб можно здесь. |
|
Понемногу, добрался и до корпуса, со стороны где он размок с углов расслоилась фанера, насколько возможно расщепляю слои и заполнив ПВА склеиваю, зажав в струбцинах. |
|
Для этого пришлось перетащить корпус в комнату, ПВА не переносит мороза. На днаще фанера не только расслоилась, но и потерялись значительные куски, которые приходится заменять. |
|
Взамен утерянных кусков вырезаю аналогичные вставки. Материалом для вставок служит фанера, предварительно размоченная в течение недели в воде и расщепленная на слои. Из этих слоев идеально подходящих по толщине вырезаю вставки и заплатки для корпуса. |
|
Вставка на месте остается только вклеить. Сильно расслоившуюся с утраченными частями фанеру я собираю послойно. Вначале ножом расщепляю все, что держится плохо. На самый глубокий (нижний) слой ставлю распорки из щепочек, заливаю в образовавшуюся щель ПВА и разравниваю тонкой деревянной палочкой. Затем вставляю заранее вырезанные заплатки и зажимаю в струбцины. И так каждый слой. |
|
Вставки стяжки, находящиеся с краю делаю с припуском навылет 3 - 4 мм. Места поперечной стыковки обрезаю под острым углом. |
|
После склейки вылет убираю рубанком. |
|
Понемногу корпус окреп и готов к фанерованию. Проблемный угол больше не выглядит устрашающе. Начнем со сложного - панель под ручками. Она немного изогнута, но это не проблема, сложнее сделать молдинг. В изначальном варианте молдинг из более толстого березового шпона, а остальная фанеровка - махагон. Именно махагон, а не орех. Оказывается "Миры" покрывали не только орехом, но и красным деревом. Под более толстый молдинг в корпусе сделана фрезеровка. Так как у меня шпон одинаковой толщины, то фрезеровку сошлифовываю "в ноль" |
|
Сначала клею середину, потом молдинг, потом внешний контур. Длинные полоски молдингов приклеиваю следующим образом. Сначали отрезаю полосу шпона длиннее молдинга на 4 - 5 см и шире на 2 - 3 см. Одну сторону выравниваю рубанком, предварительно зажав лист шпона в струбцинах между двух досок. Потом выровненной стороной прикреваю встык. После приклейки обрезаю ножом на нужную ширину и снимаю лишнее. Приклееный шпон под ножом не расщепляется. |
|
Выравниваю всю оклееную панель шкуркой вдоль волокон. Потом тонкой циклей снимаю крупные царапины на молдингах. Тонирую очень жидко разведенным текстуролом цвета "дуб". |
|
Все теперь сохнуть до следующих выходных. |
|
"Мир" обрастает новой шкурой. Половина загиба боковины приклеена. Клеить шпон вдоль линии сгиба одно удовольствие. |
|
Завершил этап фанеровки, весь корпус, кромекрышки ЭПУ. Цвет на полтона светлее чем был, молдинг из светлого ореха сильно играет при разном освещении от соломенно-желтого, до желто-коричневого. |
|
Покрыл первым слоем лака - нитроцеллюлоза, тампон. |
|
Вот как теперь выглядит "гнилой угол". Надо сказать, что несмотря на некоторые огрехи при производстве корпуса, конструктив очень продуман и прочен. Я бы даже сказал избыточен. Выгнутые боковины, заметно утяжеляют конструкцию, корпус собран из фрезерованной фанеры толщиной до 50 мм, что и определяет фантастическую прочность корпуса. |
|
Вчера встретился с Андреем Н , он передал мне эти слепки с мирских голубей, в тот-же день я залил их смолой и получил позитивы. |
|
По просьбе выкладываю фотографии планки подсветки шкал. По ссылке открывается страничка с 5-ю фотографиями |
|
После длительной подготовки начал фанеровать "крышу Мира". Вкруг рабочая обстановка моей мастерской площадью 80х120 см. |
|
Отрезаю молдинг из шпона светлого ореха для торцевой части крышки |
|
Приклеиваю молдинг на торец крышки. Стяжка сделана из шпона махагона. |
|
Затем оклеиваю молдинг снаружи. Края закрываю с перехлестом, иначе шов будет резать глаз. |
|
Худо, бедно созрел у меня в голове план как изготовить копию голубя. Сначала я предполагал отлить его из эпоксидной смолы, а затем покрыть сусальным серебром. Потом отформовать из толстой алюминиевой фольги, Но в конце концов решил тряхнуть стариной и сделать все руками, то есть отчеканить из листового серебра 0,5 мм. |
|
Имеющуюся пластилиновую форму я залил эпоксидкой, лишнее сошлифовал и покрасил белой краской. Из дюраля толщиной 0,7 мм выпилил контур. Полчаса стучания ювелирным молоточком. Еще полчаса работы надфилями и шкуркой. |
|
В результате получился серебряный макет без мелких элементов (перышки) Теперь буду делать штампы для их чеканки. Супруга оказалась против - говорит, что надо отполировать и оставить как есть. Я в сомнениях, может она права? Или надо довести работу до абсур... то есть конца. |
|
Недавно приобрел корпус приемника "Мир-154" шпон которого возможно было сохранить. Утраты были незначительными. Я смыл остатки старого лака ацетоном, доклеил нехватающие кусочки и убрал чижи. Заново покрыл нитроцеллюлозным лаком в 5 слоев из краскопульта. |
|
Так как часть деталей проигрывателя у меня отсутствует я принял решение собирать вместо радиолы - приемник. Благо корпус с родным шпоном был уже готов. |
|
Результаты предварительной сборки можно видеть на фотографиях. Ткань на отражательной доске временная, буду искать наиболее похожую замену, но это не быстро. |
|
Таперь подходит черед завершить ремонт электроники. |
|